Я женат на своей музыке…
Дорогие друзья! 12 сентября 1948 года в семье иммигрантов в Омахе (штат Небраска) родился замечательный и неповторимый музыкант – Steve Turre.
Совершенно не хочется заниматься переписью википедии (ru.wikipedia.org/wiki/Турре,_Стив), поэтому интервью-диалог:
Неординарный по сути человек, уникален и в музыке – виртуозный тромбонист, композитор, он разработал собственное ноу-хау – игру на ракушках, помимо этого умеет играть на ковбелле и венесуэльских маракасах. Морские «сокровища» извлекают звуки не только в его руках, но именно Стив обнаружил у раковин целый набор нот и адаптировал их для настоящей джазовой музыки. Под его началом в Нью-Йорке играет группа «Священные раковины», музыканты которой осваивали инновационную технику Турре с использованием ладони. Ракушки Стива бесчисленны и заполняют едва ли не весь его дом, и с каждой из них, по словам музыканта, нужно знакомиться, как с человеком.
– Меня вдохновило их уникальное, красивое звучание, кроме того, у них есть мундштук, как у тромбона, который позволяет использовать их как духовые инструменты. Традиция применения природных материалов в музыке (это и ракушки, и рога животных) имеет очень глубокие корни, хотя знакомиться с ней я начал уже после того, как освоил ракушки на практике – благодаря афроамериканскому саксофонисту Рахсаану Роланду Кёрку.
Когда Стива спросили о намеренном выборе редких инструментов, в числе которых оказался тромбон, музыкант с удивлением воскликнул:
– Да? Тромбон редкий? Он был частью и джазбендов, и классических оркестров как первый духовой хроматический инструмент. Для меня он совсем не редкий, хотя на нем, конечно, трудно играть – даже после стольких лет выступлений на сцене. Почему я выбрал все-таки тромбон? Затрудняюсь ответить. Это произошло во время игры школьного бэнда, когда мне было 9 лет, и я подошел к его руководителю. Он спросил, на каком инструменте я играю, и получил ответ: «Пока не знаю». На стене в тот момент висела картина с изображением джаз-бэнда, и руководитель просто сказал: «Выбирай, что тебе нравится». Так что тромбон оказался чистой случайностью.
– Я люблю играть для всех, но каждая публика обладает своей манерой и реагирует на музыку по-разному. Каждый раз, когда ты играешь людям другой культуры, ты должен немного привыкнуть к их реакции. Даже в Америке я выделяю для себя два вида зрителей – люди, которые действительно разбираются в джазе (для них я очень люблю играть), и публика, которая слушает то, что крутят на радио и телевидении – она воспринимает концерты «глазами». Испанцы более отзывчивы на ритм, итальянцы ценят мелодию (наверное, потому что очень любят оперу), в Германии ждут энергетический посыл, а японцы вообще выглядят тихими и малоэмоциональными, и в первый раз, когда я для них играл, все время ловил себя на мысли: «Им не нравится!». Потом я понял, что они просто вдумчиво, сконцентрированно слушают музыку. Прежде чем приехать в Россию, я был на джаз-фестивале в Индии, где люди очень радушно встречали тромбон. А русским нравится музыка, которая бы хорошо звучала, имела красивую мелодию и вызывала отклик в сердце.
Я знакома со Стивом Туре с «Сиб Джаз Феста 2011», где он поражал нас, своих благодарных зрителей, в компании с новосибирцами. Турре явно чувствовал себя с ансамблем достаточно органично, что в особенности проявлялось в его взаимодействии с барабанщиком и саксофонистом. Но, при всём уважении к российским участникам, шоу вывез на себе всё-таки сам Стив. Колоритный и артистичный, он не только мастерски играет на тромбоне – хотя, конечно, именно его игра составляет главное музыкальное содержание сета (причём содержание весьма разнообразное) – все пять сыгранных им пьес были в разных стилях, это надо было слышать...
Ещё он пустил в ход всего дважды за выступление, но зато уж по полной программе, игру на морских раковинах! Рядом с музыкантом на небольшом столике было разложено около десятка тропических раковин – от огромных до совсем маленьких. И если в первом эпизоде игры Турре только поманил слушателя этой своей тембровой краской, то во втором, достаточно развёрнутом, он умудрялся не просто играть на раковинах какие-то звуки (стремительно меняя их, чтобы добыть как можно больше нот), но играть на них музыку!
Так что мне повезло, а теперь и вам!
субМарина Андреева
#SteveTurre #JazzCalendar #МаринаАндреева #Jazz #JazzТrombone #JazzComposer #JazzShells #12SeptemberJazz